В последнее время многие российские компании начали переход на свободное программное обеспечение, как правило, включающий отказ от дорогостоящего Microsoft Office в пользу бесплатного OpenOffice.org. В связи с тем, что я не нашел в Сети полную инструкцию по автоматизации установки и начальной настройки офисного пакета OpenOffice.org средствами групповой политики Active Directory, было решено написать данное руководство, а заодно и открыть еще один раздел на своем персональном блоге.
Постановка задачи
Эта статья является инструкцией по обеспечению автоматической
установки и начальной настройки офисного пакета OpenOffice.org на всех
заданных рабочих станциях, включенных в домен Active Directory. В
рассматриваемом случае начальная настройка включает: оптимизацию
производительности, отключение предупреждений, которые могут
"расстроить" пользователей, отключения функций, для работы которых
требуются права на изменение содержимого папки C:\Program Files\OpenOffice.org x
, и, наконец, изменение форматов документов по умолчанию на: Microsoft Word 97/2000/XP для текстовых документов, Microsoft Excel 97/2000/XP, для электронных таблиц и Microsoft PowerPoint 97/2000/XP для презентаций.
Исходные данные
Все действия, описанные в этой статье, выполнялись в домене Active Directory local.company.com
,
контроллеры которого работали под управлением русской версии
операционной системы Microsoft Windows Server 2003 R2 SP2, а рабочие
станции - под управлением английской версии операционной системы
Microsoft Windows XP Professional SP3 для архитектуры x86
с пакетом русификации Multilingual User Interface (MUI) Pack. Учтите,
что в случае применения других версий клиентских операционных систем
имена некоторых упоминаемых папок могут отличаться.
Загрузка MSI-пакета OpenOffice.org
MSI-пакет последней стабильной русской версии OpenOffice.org доступен в подразделе OpenOffice.org - tested and released full installation sets раздела OpenOffice.org - Download tested and stable builds официального сайта. Ссылка на необходимый файл находится в строке Russian и столбце Windows Intel MSI. Обязательно обратите внимание на состояние галочки Include the JRE to the download (switching is only available for Windows and Linux 32-bit RPM full installation sets), установка которой позволяет включить в состав MSI-пакета инсталлятор среды Java Runtime Environment (JRE), нужной для обеспечения работоспособности некоторых функций OpenOffice.org. Если Вы не пользуетесь этими функциями или предпочитаете развертывать JRE независимо от OpenOffice.org, следует снять указанную галочку.
Административная установка OpenOffice.org
Для размещения административной установки (исходного образа)
OpenOffice.org можно воспользоваться любой общей папкой, доступной для
чтения всем пользователям. Для создания административной установки
OpenOffice.org необходимо подключить эту общую папку как диск (мастер
установки не поддерживает имена в формате UNC), создать в ней папку OpenOffice.org-x.x
, перейти в папку с загруженным MSI-пакетом, выполнить команду msiexec /a <имя MSI-пакета>
и указать местонахождение созданной папки в ответ на вопрос мастера установки.
Следует отметить, что изменение состава и содержания файлов исходного
образа, сделанное на данном этапе, позволяет откорректировать состав и
содержание файлов, которые будут устанавливаться в папку %ProgramFiles%\OpenOffice.org x
каждой из рабочих станций. О какой корректировке идет речь? О любой, направленной на добавление и / или удаление расширений,
а также изменение параметров приложений OpenOffice.org за счет
редактирования ini-файлов. Например, я предпочитаю удалять "лишние"
словари и отключать заставки при запуске (и первые, и вторые
отрицательно влияют на производительность приложений OpenOffice.org). Если Вы разделяете мою позицию, для удаления "лишних" словарей необходимо перейти в папку OpenOffice.org-x.x\share\extensions
и удалить соответствующие папки dict-...
, а для отключения заставок при запуске - изменить значение параметра Logo
в секции [Bootstrap]
файла OpenOffice.org-x.x\Program\soffice.ini
с 1
на 0
.
Назначение OpenOffice.org рабочим станциям
Для назначения OpenOffice.org выбранным рабочим станциям можно
воспользоваться любым существующим или специально созданным объектом
групповой политики (далее - GPO), имеющим соответствующую область
действия. Например, в случае небольшой сети можно переместить все
рабочие станции в подразделение Workstations
, а затем создать и связать с ним одноименный GPO. Для назначения OpenOffice.org с помощью такого GPO нужно открыть этот GPO в Редакторе объектов групповой политики, выделить в дереве консоли узел Конфигурация компьютера » Конфигурация программ » Установка программ, щелкнуть по нему правой кнопкой, выбрать в открывшемся контекстном команду Создать » Пакет..., указать путь к файлу openofficeorgxx.msi
, находящемуся в папке с исходным образом, в формате UNC в окне Открыть и согласиться с Методом развертывания приложения назначенный в окне Развертывание программ. После этого OpenOffice.org появится в списке назначенных пакетов:
Через некоторое время, необходимое для синхронизации контроллеров
домена, OpenOffice.org установится на все включаемые или перезагружаемые
рабочие станции, которые находятся в зоне действия GPO Workstations
и не содержат ни одного экземпляра пакета, установленного ранее.
Создание профиля OpenOffice.org
Профиль, содержащий параметры OpenOffice.org, заданные текущим пользователем, находится в папке %APPDATA%\OpenOffice.org
и создается при первом запуске любого из приложений пакета. В этот
момент пользователь должен ответить на вопросы, связанные с регистрацией
и настройкой, а, в идеале, еще и изменить значения некоторых
параметров. Если Вы не уверены, что коллеги из других отделов справятся с
подобной задачей, следует подготовить настроенный профиль
OpenOffice.org и обеспечить его автоматическое копирование на
соответствующие рабочие станции.
Для создания такого профиля можно воспользоваться любым компьютером с
установленным OpenOffice.org соответствующей версии. Перед началом
регистрации и настройки пакета необходимо завершить работу всех его
приложений, а затем удалить папку %APPDATA%\OpenOffice.org
,
если она уже существует. После этого можно запустить Calc, Draw, Math
или Writer (Base и Impress будут задавать дополнительные вопросы).
В процессе регистрации нужно снять галочку Проверять наличие обновлений автоматически
(для обновления приложений в домене есть групповая политика + рядовые
пользователи, от имени которых будет запускаться автоматическое
обновление, не имеют и никогда не должны иметь права на изменение
содержимого папки C:\Program Files\OpenOffice.org x
) и отказаться от прохождения добровольной оnline-регистрации.
Для открытия диалогового окна Параметры OpenOffice.org, предназначенного для изменения конфигурации пакета, следует выбрать в главном меню пункт Сервис » Параметры.... Для выполнения настройки, соответствующей поставленной задаче, необходимо: во-первых, снять галочку Помощник в разделе OpenOffice.org » Общие, во-вторых, установить галочку Загружать OpenOffice.org во время запуска системы в разделе OpenOffice.org » Память (установка этой галочки обеспечивает добавление ярлыка Быстрого запуска OpenOffice.org в меню Автозагрузка текущего пользователя), в-третьих, отказаться от участия в программе усовершенствования в разделе OpenOffice.org » Программа усовершенствования, в-четвертых, снять галочку Предупреждать при сохранении в формате, отличном от ODF или по умолчанию, а также выбрать пары значений Текстовый документ - Microsoft Word 97/2000/XP, Электронная таблица - Microsoft Excel 97/2000/XP, Презентация - Microsoft PowerPoint 97/2000/XP в выпадающих списках Тип документа и Всегда сохранять как в разделе Загрузка/Сохранение » Общие и, в-пятых, снять все галочки в разделе Загрузка/Сохранение » Свойства VBA.
Учтите, что указанные изменения в конфигурации OpenOffice.org не
являются обязательным, и их состав может быть изменен согласно Вашим
вкусам и потребностям. Нажатие кнопки ОК в окне Параметры OpenOffice.org завершает создание настроенного профиля пакета.
Распространение профиля OpenOffice.org
Для копирования профиля OpenOffice.org на рабочие станции я использую пакетный файл, запускаемый с помощью GPO Default Domain Policy
в момент входа пользователей в систему, при этом как профиль
OpenOffice.org, так и пакетный файл хранятся в папке сценариев входа
пользователей в систему указанного GPO. Данное решение, конечно же, не
является единственным, однако, я считаю его наиболее удобным и надежным.
Для отображения содержимого папки сценариев входа пользователей в систему GPO Default Domain Policy
нужно открыть этот GPO в Редакторе объектов групповой политики, выбрать в дереве консоли раздел Конфигурация пользователя » Конфигурация Windows » Сценарии (вход/выход из системы), дважды щелкнуть по элементу Вход в систему в правой части окна и нажать кнопку Показать файлы... в окне Свойства: Вход в систему:
После открытия необходимой папки следует: во-первых, скопировать в нее настроенный профиль OpenOffice.org (папку %APPDATA%\OpenOffice.org
) и ярлык Быстрого запуска OpenOffice.org (файл %USERPROFILE%\Start Menu\Programs\StartUp\OpenOffice.org x.x.lnk
), а, во-вторых, создать в ней пакетный файл CopyOOOProfile.cmd
(имя файла может быть изменено согласно Вашим вкусам и потребностям):
После создания пакетного файла CopyOOOProfile.cmd
нужно добавить в него примерно такие строки:
1.
set SOURCE=\\local.company.com\sysvol\local.company.com\Policies\{...-...-...-...-...}\User\Scripts\Logon
2.
set PROFILETARGET=%APPDATA%\OpenOffice.org
3.
set STARTUPTARGET=%USERPROFILE%\Start Menu\Programs\Startup
4.
if not exist "%ProgramFiles%\OpenOffice.org x\Program" exit /B
5.
if not exist "%PROFILETARGET%" xcopy "%SOURCE%\OpenOffice.org" "%PROFILETARGET%" /E /I /Q
6.
if not exist "%STARTUPTARGET%\OpenOffice.org x.x.lnk" xcopy "%SOURCE%\OpenOffice.org x.x.lnk" "%STARTUPTARGET%" /Q /Y
Строки 1-3 содержат определения переменных окружения SOURCE
, PROFILETARGET
и STARTUPTARGET
, задающих имена папок с исходными данными, а также с профилем OpenOffice.org и с меню Автозагрузка
текущего пользователя; строка 4 завершает работу пакетного файла, если
OpenOffice.org не установлен; строка 5 копирует настроенный профиль
OpenOffice.org, если он не был скопирован (или создан и настроен в
интерактивном режиме) ранее (копирование без перезаписи имеющихся файлов
обеспечивает сохранность всех изменений конфигурации, сделанных на тех
или иных рабочих станциях вручную); строка 6 копирует / обновляет
(перезаписывает) ярлык Быстрого запуска OpenOffice.org.
После сохранения пакетного файла CopyOOOProfile.cmd
необходимо добавить его в список сценариев входа пользователей в систему, связанный с GPO Default Domain Policy
. Для этого следует вернуться к упомянутому выше окну Свойства: Вход в систему и нажать кнопку Добавить..., а затем указать имя пакетного файла в поле Имя сценария, воспользовавшись кнопкой Обзор..., и нажать кнопку ОК в окне Добавление сценария. В результате пакетный файл CopyOOOProfile.cmd
появится в списке сценариев входа пользователей в систему, связанный с GPO Default Domain Policy
:
Через некоторое время, нужное для синхронизации контроллеров домена, настроенный профиль OpenOffice.org начнет копироваться на все рабочие станции, содержащие автоматически установленный пакет, в момент входа пользователей в систему.
Заключение
Я надеюсь, что несложная последовательность действий, которая описана в этой статье, позволит Вам раз и навсегда избавиться от необходимости выполнения установки и начальной настройки офисного пакета OpenOffice.org в традиционном интерактивном режиме.